+7 (8342) 75-54-95    GBUZ.RM.DetPol3@e-mordovia.ru

К чему приводят психотравмирующие ситуации. (психические нарушения, меры профилактики.)

 

 

Отношения в семье, со сверстниками и другими взрослыми — очень важны для формирования личности. При их нарушении, а так же при психических  потрясениях могли возникнуть такие нарушения как неврозы и личностные реакции, проявляющиеся у детей и подростков преимущественно в нарушении поведения.

 Напряженные, конфликтные отношения в семье или школе, неправильная тактика воспитания приводят к нарушениям, которые могут проявляться:

  1. Возрастными личностными реакциями:

Реакция отказа — отсутствие стремления к общению, отказ от еды и т. д. Возникает при отрыве от семьи, сверстников, при резкой смене условий жизни.

Реакция оппозиции — грубость, непослушание, уход из дома, кражи и т. д. К этому приводят повышенные требования, нагрузки, конфликтные отношения в семье.

Реакция эмансипации — упрямство, протест против правил, стремление к независимости и т. д. К этому приводят повышенная опека, сверхконтроль взрослых, чрезмерная критика, насмешки. Существуют и другие личностные реакции.

  1. Неврозы.

Это группа обратимых психических расстройств, характеризующихся утомляемостью, раздражительностью, расстройством настроения, капризностью , навязчивыми явлениями ( смысл действия, страхи) , головными болями, нарушениями сна.

Так же неврозы могут проявляться постоянными сомнениями и  колебаниями в принятии решений мнительностью. Часто бывают такие проявления как тики (многократные подергивания или движения отдельных мышц: глаз, плеч, бровей; навязчивое покашливание или шмыганье носом без признаков простуды). Переживания, которыми ребенок не может справиться или из-за незрелости психики или из-за сильной психической травмы или из-за неразрешимых обстоятельств большинстве случаев этими обстоятельствами будут отношения к нему родителей, проблемы самоутверждения, признания себя среди окружающих приводят к напряженному поиску решения проблемы. И это длительное напряжение ослабляет нервную систему ребенка, что и приводит к неврозу.

Невроз это не притворство, не симуляция, не уловка, а заболевание, которое нужно лечить.

Личностные реакции и неврозы можно предотвратить.

                                МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ:

  • Ребенок должен чувствовать себя любимым. Чаще говорите ему как он вам дорог, используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обстановка в семье должна быть спокойная и доброжелательная.
  • Внимательно выслушивайте переживания ребенка, знайте его потребности.
  • Бывайте ( читайте, играйте, занимайтесь ) вместе.
  • Помогайте, когда ребенок просит о помощи.
  • Не вмешивайтесь в его занятия, с которыми он справляется.
  • Делитесь своими чувствами ( значит доверяйте).
  • Обнимайте своего ребенка не менее четырех раз в день.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. У каждого ребенка своя норма.
  • Не перегружайте чрезмерной информацией, предоставляйте возможность самовыражения в движении, игре. И многое другое, что подскажут вам интуиция и любовь, к вашему ребенку.

Эти меры не допускают глубокий разлад ребенка с самим собой и окружающим миром, поддерживают его самооценку или чувство самоценности, что способствует гармоничному развитию личности ребенка, благоприятной работе нервной системы и, следовательно психическому здоровью.

 

Медицинский психолог Ильина О.А.