Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря усилиям.
Развитию речи способствует ранний отказ о пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни ребенка. Долгое употребление пустышек способствует образованию щели и неправильному формированию прикуса у ребенка (зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту). Пострадает произношение.
Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сфорсированности движений пальцев рук (моторики)- чем «умнее» руки, тем умнее и малыш.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста необходимо проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой.
В дальнейшем особую роль в развитии функций руки имеют игры, например, пальчиковые театры. На руке малыша с легкостью разместятся все герои театра, которыми он сможет манипулировать. В раннем возрасте, когда малыш еще не научился говорить, он может звукоподражать героям сказки – развитие артикуляционного аппарата («ква-ква», «пи-пи») или изображать мимикой и жестами («медведь ходит, переваливаясь», «зайка прыгает» и т.п.).
Благодаря игре с пирамидкой, чьи кольца окрашены в цвета радуги, развивается представление о цвете, размере, улучшается координация движений. Во время игры развиваются крупная моторика рук, ловкость, стимулируются центры, отвечающие за развитие речи, развиваются зрительное и слуховое восприятие, внимательность и аккуратность, прививаются первые навыки труда.
Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно, необходимо читать ему вслух. Читать надо четко, с хорошим произношением и эмоциональной окраской. Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.
Озвучивайте любую ситуацию. С рождения ребенок воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Особое внимание в формировании навыков правильного произношения необходимо уделять речи родителей.
Речь родителей является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков, но и выдержана в определённом темпе, громкости, интонационно выразительной, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Не сюсюкайте. Если постоянно говорить ,к примеру, «какой ты у нас «хоЛЁшенкий», то ребенок так и будет говорить.
Таким образом, родителямнеобходимоправильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты, иметь отчетливую речь, хорошую дикцию, придерживаться литературных норм речи.
Логопед:
Бодрина С.А.
Филина И.А.